Как сделать фотобумагу

Раздел: Альтернативные процессы
06-12-2017

Фотобумаги на солях серебра с проявлением

Изготовление проявляемых эмульсионных фотобумаг гораздо сложнее, чем фотопластинок. Фотопластинки многим удается изготовлять домашним способом довольно удовлетворительно. Но вполне удачную эмульсионную бумагу сделать труднее по многим причинам и, главное, из-за самой бумаги-сырья. Негатив не представляет окончательного снимка: его роль служебная — для печатания позитива; слой фотопластинки толще, недостатки негатива могут быть исправлены; негатив в опытных руках фотографа-ретушера может быть даже совершенно изменен. От фотобумаги же требуется безукоризненная чистота, разнообразие характера поверхности тона, степени контрастности, силы и глубины теней в соответствии с негативом, сюжетом и вкусом фотографа-художника. Самый эмульсионный слой на бумаге должен быть в то же время тонок и, помимо химической чистоты, без всяких механических недостатков, пузырей, неровности, струй, волнистости и проч. Покрывание бумаги эмульсией, подобно пластинкам, поливкой с руки может годиться лишь для бумаги довольно толстой и лишь самого малого размера: во время обливки теплой эмульсией тонкая бумага растягивается и коробится и во время застуденения эмульсионного слоя представляет неровную поверхность, а потому слой в разных местах получается разной толщины. При обливании пластинок этого существенного недостатка не встречается уже потому, что стекло - твердый материал, не впитывающий в себя влагу, и остается совсем ровным. Для покрывания фотобумаги эмульсией, как и для сушки ее, выработаны особые приспособления и механизмы, по цене и по размерам не подходящие к лаборатории в частной квартире.

Для производства фотобумаги, удовлетворяющей требованиям современной фотографии, необходима тесная связь фотохимической стороны дела с производством специальной бумаги-сырья и с ее обработкой подслоем.

В фабрикации фотобумаги объединяются три совершенно отдельные специальности: 1) производство бумаги-сырья, 2) производство желатина и 3) фото-химико-техническое производство.

1. Громадное потребление во всем мире фотобумаги вызвало специальные требования к бумаге-сырье, как носительнице фото-слоя. К числу свойств ее, не имеющих особого значения в употребляемой в обыденной жизни бумаге, относится следующее: а) от самой бумажной массы требуются: волокнистость, химическая чистота, особенная отбелка и проклейка, различная окраска бумажной массы, напр., в цвет слоновой кости, шамуа и пр.; б) в выделке бумажной массы различаются: толщина и вес, определяемые по квадратному метру — от 90 до 270 г, т.е. тонкая, толстая, карточная бумаги; ширина рольной бумаги 68, 75, 102, 110, 133 см, или размер отдельных листов 48х64, 57х78, 58х92, 70х105 см.; в) в отношении характера поверхности различаются бумаги: матовая, глянцевая, мелкозернистая, крупнозернистая, грубая, напр., Торшон, или наподобие ткани. Некоторые бумажные фабрики сами покрывают бумагу-сырье специальными подслоями для фотобумаги, в том числе и баритовым подслоем, различающимся также по поверхности и по цвету.

2. Желатин производится на особых заводах. Хотя производство этого продукта технически разработано и высоко поставлено в Германии, Англии и Америке, отчасти Франции, но, несмотря на произведенные в последние годы глубоко научные исследования в области химического состава желатина, еще остается загадкой причина случайных фотографических свойств, присущих некоторым образцам. Как продукт органического происхождения, подвергающийся в расплавленном или студнеобразном виде действию температуры, газов, влажного воздуха и проч., как легко заражаемый всякими бактериями, для культуры которых он представляет прекрасное поле, желатин в столь тонком производстве, каково изготовление светочувствительных слоев, на ряду со многими преимуществами пред коллодионом, затрудняет получение однородных фотослоев и требует от эмульсионера большой опытности и даже находчивости, чтобы посредством различных комбинаций достигать более или менее тождественных результатов.

3. К фото-химико-технической стороне изготовления фотобумаг, составляющей специальность теперь уже многих фабрик в разных странах, относятся:

а) различие характера поверхности, зависящее от состава самого фотографического слоя, каковы бумаги: бархатистые (вельвет), глубокоматовые (тифмат), матовые, полуматовые и глянцевые;

б) различие фотослоев по градации перехода от света к тени: бумаги нормальные, мягко-работающие, жестко-работающие, контрастные;

в) различие в светочувствительности, напр., малочувствительные, лампо- или газопечатные, нормальные, быстрые;

г) различие по тону отпечатка при проявлении, по самовирированию и прочие;

д) различие по специальному назначению, напр., бумага негативная, рентгенографическая, актографическая, съемная — с отделяемым слоем, для световых автоматических записей научных наблюдений в специальных приборах, бумага для процесса бромойль, для фотогравюры и пр.

Столь большое разнообразие фотобумаг, требуемое как практическою фотографией, так и различными применениями фотографии, еще более увеличивается тем, что каждый сорт бумаги, напр., по толщине или по цвету, может быть покрываем различной эмульсией соответственно цели.

Понятно, что изготовление фотобумаг по сложности всего дела, по разнообразию полуфабрикатов, по большому числу специалистов-руководителей, мастеров, мастериц и рабочих, по множеству механизмов, по обширности зданий и помещений, по богатству запасов, необходимых для безостановочного производства, представляется грандиозным. Едва ли многие потребители бумаг знают, что бумага, на которой они печатают и иногда жалуются на ее недостаток или на ее несовершенства, требует для своего изготовления таких научных и технических сил и таких денежных средств. Помимо всей сложности фотобумажного производства в случае какой-либо неудачи или несчастия в нем сразу теряется безвозвратно масса ценного материала; при неудаче же в изготовлении фотопластинок пропадает лишь время, работа, желатин, а главные и наиболее ценные материалы — стекло, серебро — могут быть употреблены вновь в дело после соответствующей обработки.

Фотография на бумаге зародилась в Англии, задолго до появления во Франции дагерротипии на металлических пластинках, и развита в Англии же трудами Тальбота, как самостоятельные негативный и позитивный процессы. Хотя до сего времени Англия продолжает производить превосходные фотобумаги (Веллингтон, Ильфорд, Иллингворт, Элиот, Барнет, Комп: платинотипная, автотипная и др.), но она уже начинает уступать место на мировом рынке Германии и отчасти Америке, Франции и Бельгии.

Высокая постановка научного, технического и коммерческого образования в Германии, в связи с присущей каждому немцу отчетливости и систематичности во всякой работе, дала возможность германской промышленности занять почти первое место на мировом рынке в фотографической индустрии. Когда еще не было никаких эмульсионных фотобумаг и в общем употреблении была лишь альбуминная бумага, которую фотографы повсюду делали сами светочувствительною, обрабатывая серебром, Германия была единственною поставщицею этого фабриката на весь мир. По качеству эта бумага была вне конкуренции, и впоследствии, когда вошли в употребление бумаги целлоидинная и с бромистым и хлористым серебром в желатине, Германия не уступала своего места в фотографической индустрии, не находясь в зависимости ни от какой иной страны в отношении материалов и машин: у нее собственное производство высшего сорта бумаги-сырья, желатина, всех химических продуктов, механизмов, а главное, научная разработка производства, обеспечивающая постоянный прогресс. Поэтому ей не страшна никакая конкуренция, разве только со стороны Америки, сумевшей во время мировой войны привлечь к себе из Европы научные силы, не говоря уже о ее богатых средствах.

В настоящее время, когда мы почти не имеем возможности пользоваться иностранными фотобумагами, приходится искать средств обходиться собственными силами. Конечно, мы пока еще не можем производить столь разнообразные сорта фотобумаги, не имея многих материалов, и, на первом месте, бумаги-сырья должного качества и желатина; но сделать фотобумагу не так уже трудно, и опыты показывают, что это вполне возможно.


Другие статьи по теме:
 Как сделать фотобумагу
 Домашнее приготовление фотографических бумаг
 Цветная фотография методом интерференционной гелиохромии
 Фотогравюра
 Истоки фотографии.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

По всем вопросам и предложениям

Приглашаем на наш форум