Как сделать фотобумагу

Раздел: Альтернативные процессы
06-12-2017

Эмульсии для фотобумаг приготовляются, как и для пластинок, или с хлористым серебром, или с бромистым серебром, при небольшом количестве йодистого, или в комбинации двух или трех видов галоидной серебряной соли. Для позитивных отпечатков, рассматриваемых большею частью при отраженном свете, необходимо иметь возможность придавать отпечаткам различные тона и различную градацию тени в соответствии с сюжетом или с желанием фотографа. Это разнообразие достигается, главным образом, составом и способом приготовления эмульсии, и проявлением ее.

[Бромосеребряная бумага]

Для бумаг, назначаемых для увеличений и контактных отпечатков, можно посоветовать следующий рецепт эмульсии, дающий хороший черный, теплый тон.

Указанные в рецепте 16 г бромистого калия можно заменить 14,25 г бромистого аммония.

Составленную по этому рецепту эмульсию следует продержать в водяной бане при 40—45° С, постоянно помешивая, от 1/2 до 3/4 часа. В это время видимые лишь в сильный микроскоп зерна эмульсии будут увеличиваться, и она будет становиться более светочувствительною. Чем ниже температура водяной бани, тем дольше идет „созревание" эмульсии; известно, что эмульсия до промывки может продолжать созревать и в виде студня в течение нескольких дней.

После извлечения сосуда с эмульсией из водяной бани, следует перелить эмульсию в открытую широкую чашку или совершенно чистую кювету и поставить в холодную воду для застуденения. Когда студень сделается достаточно твердым, размельчить его на тонкие полоски в роде вермишели или лапши, продавливая сквозь чистую канву прямо в воду; чтобы полоски или червячки не слиплись вместе, промыть с 1/2 часа в текучей чистой воде или час в нескольких переменах воды, постоянно помешивая, отжать лишнюю воду и вновь расплавить при температуре 40—45° С. Когда расплавится, прибавить еще 5 г желатина, предварительно размочив в чистой воде, а затем прибавить в 20 мл воды 0,1 г бромистого калия, 0,1 г углекислого натрия, 2 г глицерина, 7 мл 2% раствора хромовых квасцов, 30 мл алкоголя или 75 мл водки и довести общий объем до 600 мл прибавлением теплой чистой воды.

Вместо введения в часть А хлористой соли можно одновременно с бромо-иодистой эмульсией сделать отдельно хлоросеребряную эмульсию, застуденить ее и раздробить в виде вермишели. Промывать обе эмульсии можно вместе, а затем и расплавить. Когда все хорошо соединится, добавить указанные выше вещества и фильтровать вместе всю смесь через тонкую замшу или через несколько слоев вымытого без мыла тонкого полотна.

Рецепт такой добавочной эмульсии на вышеуказанное количество бромо-иодистой следующий:

Преимущество введения такой эмульсии перед введением просто хлористой соли то, что в обыкновенных рецептах не принимается во внимание свойство бромистого серебра в присутствии йодистой соли переходить в йодистое, а хлористого серебра переходить в присутствии свободной бромистой соли в бромистое. А так как в рецептах эмульсий с отмывкой продуктов двойного разложения всегда вводится избыток галоидной соли против количества, необходимого для обращения азотнокислого серебра в бромистое, то естественно, что введение хлористой соли не достигнет своей цели; если и образуется хлористое серебро в самом начале, то оно превратится в бромистое. Вот почему более рационально вводить в бромо-серебряную эмульсию, если нужно для ее характера, составленную отдельно хлоросеребряную эмульсию. Введением того или иного количества хлоросеребряной эмульсии можно придавать позитивной бумаге разные качества по тону, по градации и по чувствительности. Вообще искусство эмульсионера состоит в умении комбинировать эмульсии разного состава, разного характера и чувствительности так, чтобы достигать всегда желаемого результата и регулировать однородность сортов бумаги.

Освобождение эмульсии от побочных продуктов, т.е. азотнокислых солей, посредством отмывки их из студня, раздробленного в вермишель, представляет операцию, усложняющую работу и даже не полезную для качества эмульсии, так как желатин, впитывая в себя излишнюю воду, может вредить делу. Поэтому за границею с интересом отнеслись к предложенному в 1924 году нашим ученым Л. Э. Шарловым процессу малочувствительной бромо-желатинной эмульсии с промывкой бромистого серебра, выделенного в виде осадка после эмульсификации. Его процесс следующий: в 200 мл воды растворяется 16 г бромистого калия и 0,2 г мягкого желатина, конечно, при нагревании; отдельно в 300 мл воды растворяется 20 г азотно-кислого серебра. Оба раствора доводятся до температуры 20° С. Раствор серебра в темной лаборатории малыми порциями вводится в раствор бромистого калия при энергичном взбалтывании первого. Затем надо дать отстояться в покое. Минут через 15 бромистое серебро осядет; воду с желатином надо слить и осадок промыть в воде комнатной температуры, сменяя ее 4-5 раз. Между тем, приготовляется раствор 35 г желатина в 350 мл воды, нагревая до 50° С. По удалении промывной воды с осадка бромистого серебра, наливают на него 40 мл раствора желатина и 5 мл 2% раствора бромистого калия. Взбалтывая эту эмульсию в течение минут 5-ти, следует по временам погружать сосуд в воду, нагретую до 40 - 50° С. Затем следует ввести еще 60 мл желатинового раствора, взбалтывать минуты 3 и влить остаток желатина. К составленной таким образом эмульсии надо прибавить 10 мл 2% раствора квасцов, 50 мл алкоголя и довести общий объем до 500 мл введением нагретой воды. Затем, профильтровав через тонкую замшу 2 раза и дав постоять в теплой воде, можно уже покрывать бумагу. Л. Э. Шарлов замечает, что к осадку бромистого серебра, взамен желатина, можно присоединять другие связующие вещества, напр., крахмал, растительный белок и т. п.

Подобного рода промывка эмульсии в виде порошка была предложена Кобенцлем лет 8 тому назад, но процесс его был гораздо сложнее, и на почти тоже количество серебра и на тот же объем готовой эмульсии требовалось 80 г желатина, 300 мл алкоголя и нагревание до 80—85°С в течение 1/2 часа.


Другие статьи по теме:
 Карбоновая печать (пигментная печать)
 Домашнее приготовление фотографических бумаг (продолжение)
 Фотогравюра
 Цветная фотография методом интерференционной гелиохромии
 Масляная (Бромо-масляная) печать

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

По всем вопросам и предложениям

Приглашаем на наш форум