Как сделать фотобумагу

Раздел: Альтернативные процессы
13-04-2017

Автор: Срезневский В. И.

Редактор: thio

Оригинал (PDF): открыть

От редактора: полностью и с минимальными изменениями приведен текст статьи В.И. Срезневского, известного российского исследователя фотографических эмульсий, опубликованный в трех частях в журнале «Фотограф» (1926, №№ 7-12). Орфография и пунктуация сохранены, исправлены опечатки, размерности физических величин для удобства заменены на современные. Пояснительные комментарии и примечания редактора даны в квадратных скобках.

Этот вопрос задается теперь многими фотографами. Приходится вспомнить давние времена фотографии, когда фотографам приходилось самим готовить себе и коллодион, и йодировку к нему, и серебряную ванну, ухаживать за ее «капризами», иногда самому готовить для нее ляпис, самому заготовлять и бумагу, тогда еще единственно дневную. С того времени прошло более 50-ти лет, и забылись все прежние трудности, связанные с занятием фотографией. В то время для повседневной работы не требовалось большого разнообразия в материалах; самое производство их не было столь сложно.

Но во всяком деле надлежит стремиться к самостоятельности: надо быть готовым ко всяким случайностям и находить выход из встречающихся затруднений. Вот нашей фотографии, избалованной фотопродуктами из-за границы, приходится переживать теперь трудное время вследствие отсутствия материалов, с которыми привыкли работать.

Главная потребность для фотографии теперь — в фотобумаге: и пластинки, и проявители, и всякие химические продукты могут быть сделаны у нас, так как наша химическая промышленность стоит высоко. Нужна лишь нам правильная и ответственная постановка работы. Но дело фотобумаги сложнее, — мы не подготовлены к нему. У нас нет собственного производства самого главного материала для фотобумаги — специальной химически чистой бумаги-сырья, да и нельзя скоро установить это производство. Долгое время такая бумага-сырье была специальностью двух заграничных фабрик, поставлявших ее на весь мир. Это — бумаги Ривес в департаменте Изер во Франции (Blanchet freres, Klebert de Rives) и Сакс (Штейнбах и К° в Мальмеди). Особенность этих бумаг та, что при превосходном качестве и химической чистоте они сохраняли белизну и совсем не желтели от воздуха, света и воды. Впоследствии, при распространении фотографии во всем мире и Англия, и Америка, и Германия, и Франция установили у себя собственное производство такого высшего сорта бумаги, требовавшее и специальных машин, и идеально чистой воды, и особой проклейки, и особых способов удаления хлора. В нашей обширной стране, несмотря на многократные до 1917 года представления, Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг не признавала нужным поставить производство такой бумаги, так как заграница снабжала нас в достаточном количестве. И вот теперь приходится пожалеть.

Все затруднение в том, что бумага-сырье для фотографии должна быть тряпичная [хлопковая], т.е. вообще из волокнистых веществ, совершенно свободная от всяких следов железа, меди и т. п., а это требует совершенно особой установки всего производства. Известно, что серебряные соли, на которых основаны наиболее употребительные позитивные процессы, восстанавливаются железом, медью и др., и малейшие частицы последних производят черные пятна. Наши лучшие бумаги, при условиях выработки из хлопка, льна, конопли и др., если бы такие и были, могли бы быть годными лишь для пигментного или угольного позитивного процесса, ферропрусиатной или цианотипной бумаги, а для эмульсионных желатиновых или целлоидинных бумаг — при условии их специального баритирования. Для так называемых соленых бумаг, аррорутных и альбуминных, где хлористые соли входят в соединение с азотнокислым серебром, наши бумаги не пригодны, как не годились в прежнее время и лучшие бумаги финляндские, рижские, польские. Так как английскую акварельную бумагу Ватмана можно пока у нас найти в продаже, и она тряпичная, а не целлюлозная, то для крупного размера отпечатков можно ею пользоваться для приготовления соленой матовой бумаги. Альбуминную же бумагу, вполне доказавшую свою прочность на протяжении свыше 60-ти лет, производить пока у нас нельзя. Можно также сделать на ватманской бумаге и бумагу аргентотипную, как ее назвал разработавший ее русский фотохимик Г. Сухачев, и известную за границей под названием бумаги Сепия [sepia, Vandyke] и также калолитипной [каллитипной?] бумаги. Что касается платиновой бумаги, считающейся самой художественной, то при дороговизне платины пока не приходится мечтать о ней.

Пигментная бумага на основе хромовых солей не требует химически чистой бумаги-основы, но за то для двойного переноса требуется тройное количество бумаги-сырья.

Все перечисленные позитивные бумаги, а также и смоляная эмульсионная бумага Валента не допускают быстрого печатания и не пригодны для увеличений: тут нужна бромосеребряная бумага.


Другие статьи по теме:
 Домашнее приготовление фотографических бумаг
 Фотогравюра
 Безлинзовая камера
 Истоки фотографии.
 Масляная (Бромо-масляная) печать

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

По всем вопросам и предложениям

Приглашаем на наш форум