Как сделать фотобумагу

Раздел: Альтернативные процессы
14-07-2017

Фотобумаги с подслоем

К фотобумагам с подслоем относятся:

1) „дневные", видимо печатающие бумаги с эмульсионным слоем (Auscopier Papier, prinnting out paper):

а) аристотипные (на желатине),

б) целлондинные (на коллодионе), те и другие матовые и блестящие с разными подкрасками;

2) лампопечатные или газопечатные с эмульсионным желатинным проявляемым слоем (Gaslicht, Kunstlicht Papier);

3) бромосеребряные эмульсионные, проявляемые для увеличений, быстрого контактного печатания и для процесса бромойль.

Подслой обыкновенно делается путем окрашивания бумаги последовательно три раза самой прочной, самой белой краской, известной под торговым названием бланк-фикс (blanc-fixe, permanent weiss), а химический термин ее — сернокислый барий, плавиковый шпат.

Баритовый подслой для фотобумаги делается с тройной целью:

1) чтобы сделать поверхность бумаги нежной, ровной и однородной;

2) чтобы не дать эмульсии проникать в толщу бумаги и тем сделать изображение вялым, без силы и эффекта, и

3) чтобы не допустить вредного действия каких-либо случайных веществ в самой бумаге на будущий на ней эмульсионный светочувствительный слой и образовать пятна или точки.

Конечно, могут быть вредные примеси и в самом баритовом слое, но это зависит от недостаточной чистоты барита и входящих в слой вредных веществ, а это уже находится в руках самого баритировщика. Обыкновенный продажный блан-фикс не всегда может годиться для подслоя фотобумаги. Поэтому следует брать для баритировки бумаги для фотографической цели химически чистый препарат. Баритированная или, как ее называют, меловая бумага для печатного дела, например, для тонких фотогравюр, фототипий, автотипий может быть окрашиваема и обыкновенным бланфиксом, а для фотобумаги химическая чистота имеет большое значение.

От степени крупности размельченного барита зависит матовость слоя. Так, мелко растертый натуральный плавиковый шпат (барит) придает слою глубоко матовую поверхность; для полуматовой бумаги употребляется мелко размельченный, а мельчайший, состоящий из микроскопических порошинок, употребляется для фотобумаги с глянцевою поверхностью.

Химически чистый сернокислый барий можно сделать и собственными средствами. Следует взять по равной части 25% раствора хлористого бария и 15% раствора сернокислого аммония. При соединении образуется вполне чистый сернокислый барий, который, как нерастворимый в воде, выпадет на дно, а получившийся хлористый аммоний (нашатырь), как легко растворимый в воде, должен быть удален отмывкой. Впрочем, он может быть использован для каких-либо надобностей, напр., как раствор для электрических элементов. Чем ниже [более разбавленные] растворы хлористого бария и сернокислого аммония, тем мельче будет образующийся сернокислый барий, напр., 5% и 3% дадут порошок мельчайшего строения.

Хим. чистый сернокислый барий можно приготовить и просто прибавляя к нагретому раствору хлористого бария по каплям хим. чистой серной кислоты пока не окончится выделение на дно нерастворимого белого осадка — сернокислого бария. Останется только промыть этот осадок в нескольких переменах воды и, слив воду, или высушить или прямо употреблять в дело в виде теста.

В состав для окраски бумаги, кроме барита, воды и клеевого вещества, обыкновенно желатина, вводятся следующие вещества для специальных целей. Алкоголь, главным образом для ускорения высыхания слоя; можно употреблять и денатурированный 95° спирт, в особенности, если он денатурирован карболовой кислотой. Хромовые квасцы — для того, чтобы сделать желатин в слое более твердым. В них не должно быть следов серной кислоты; для уверенности в этом, хромовые квасцы следует растереть в ступке и промыть спиртом, который и возьмет в себя серную кислоту. Вместо квасцов не следует брать для подслоя формалина, в особенности для аристотипных бумаг. Глицерин придает бумаге мягкость, гибкость и непересыхаемость при хранении. Молоко, как род эмульсии жировых веществ с водою, предохраняет барито-желатиновую красящую жидкость от пены. Молоко должно быть свежее, цельное, отнюдь не снятое; должно дать вскипеть ему три раза в сосуде с водою (водяной бане), чтобы не пригорело и во время нагревания необходимо его помешивать. Лимонная кислота прибавляется только в подслой бумаги, аристотипной или целлоидинной, т.е. видимо печатающих, чтобы придать силу изображению и связать азотнокислое серебро в эмульсии, превратив его в лимоннокислое и тем сделав бумагу прочною. Надо брать лимонную кислоту в кристаллах, как более чистую, а не в порошке, где бывают и примеси.

Для приготовления баритового красящего состава сначала делается из барита тесто: он замешивается водою. Для матовой бумаги берется в тесто больше краски (по весу 67 г краски и 33 г воды). Для глянцевой бумаги надо делать тесто более жидким (56 г краски и 44 г воды). Таким образом удобно взвешивать в виде теста, и краска лучше смешается с водою. По патенту Герсона, выданному в Германии в 1902 году, очень выгодно и полезно прибавлять к такому тесту до 1/3 каолина (фарфоровой глины).

При производстве фотобумаг род подслоя имеет большое значение, и при фабричном производстве употребляются различные видоизменения в составе подслоя для разных сортов фотобумаг.

Вот образец состава подслоя для глянцевой бумаги:

Баритового 56% теста………………….................…….1200 г

Желатина средней твердости…………...............………..55 г

Дистиллированной воды…………………...............……650 мл

5% раствора хромовых квасцов………...........………...35 г

Глицерина………………………………..........................…………7 г

Денатурированного спирта 95%..........................50 мл

Молока……………………………………….......................……10 мл

Лимонной кислоты 10% раствора *)…………..........…10 г

*) 10% раствор лимонной кислоты делается так, что отвешивается 10 г и добавляется водой, чтобы при растворении объем был 100 мл.

Этим красящим составом, нагретым в водяной бане до 42-45° С, бумага, положенная на чистое стекло или на иную чистую ровную поверхность, прокрашивается мягкою кистью вдоль и поперек и разравнивается, чтобы не было ни струй, ни местных утолщений, ни пузырей, а затем подвешивается на щипчиках для высыхания. Таким образом, бумага прокрашивается два или лучше три раза. Если желательно дать легкую цветную окраску, напр., розоватую, или лиловатую, или иную, то такая краска вводится в баритовую смесь в растворе лишь для последнего слоя. Чтобы не ввести лишней воды в состав, следует отделить 100 мл воды от назначенных для желатина 650 мл и, по растворении краски, ввести в желатин. Краску надо прибавлять в самом ничтожном количестве.

Лимонная кислота в 10% растворе в количестве 10 мл вводится только в случае назначения бумаги для аристотипной или целлоидинной.

После высыхания подслоя, покрывать аристотипной эмульсией следует не ранее чем через 8 дней, чтобы дать вполне окрепнуть подслою, иначе, при обливании теплой желатиновой эмульсией, подслой может смешиваться со светочувствительным слоем.

Относительно количества баритовой смеси для трех слоев следует иметь в виду, что на 1 м2 бумаги должно идти 100 г смеси, т.е. на листок кабинетного размера - всего 1 г.

Здесь описан ручной способ нанесения подслоя. На фабриках окраска бумаги производится машинами с особыми разравнивающими щетками, и бумага окрашивается не листами, а целыми рулонами, длиною в 1000 метров или более, высушивается в чистом фильтрованном воздухе, будучи подвешена длинными фестонами, а потом проглаживается в особых прессах с валами (каландрах).


Другие статьи по теме:
 Домашнее приготовление фотографических бумаг (продолжение)
 Истоки фотографии.
 Фотогравюра
 Мокрый коллодий
 Домашнее приготовление фотографических бумаг

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

По всем вопросам и предложениям

Приглашаем на наш форум