Как сделать фотобумагу

Раздел: Альтернативные процессы
18-04-2017

Аристотипная бумага

Так называется фотобумага „дневная" для контактного видимого печатания с эмульсионным слоем, в котором в желатиновой среде находится серебро хлористое, лимоннокислое, виннокаменнокислое и очень малое количество азотнокислого серебра. Рецептов для этой эмульсии много и самых разнообразных. Один из лучших, испытанных, следующий:

А. Воды…………………………….....….600 мл

Сейгнетовой соли *)…………..………5 г

Хлористого натрия **)…….…………5 г

Лимонной кислоты………...…………..8 г

Желатина………………………….........100 г

Б. Азотнокислого серебра.……….25 г

Воды………………………….......………400 мл

*) Сейгнетовая соль или соль Рошель есть комплексная соль виннокаменнокислого калия и натрия.

**) Хлористый натрий может быть заменен хлористым аммонием, при чем вместо 5 г нужно 4,6 г.

Приготовляется эмульсия так: растворяют хлористую и сейгнетовую соли и лимонную кислоту в указанном количестве воды и размачивают желатин. Когда желатин разбухнет, нагревают раствор в водяной бане до 55° С. С другой стороны, растворяют азотнокислое серебро (Б) и вливают его в раствор А при постоянном помешивании. Эмульсия уже готова; ей дают созревать 10-15 минут в водяной бане (55°С), фильтруют через чистую, мытую без мыла полотняную тряпочку в два слоя, прибавляют 8 мл 5% раствор хромовых квасцов, затем 30 мл спирту и, вновь профильтровав, дают устояться в теплой воде 40-45° С. Затем обливают бумагу. В этой эмульсии имеется свободное азотнокислое серебро и потому не следует эмульсию сохранять в виде студня долгое время.

Есть и другой рецепт аристотипной эмульсии для фотобумаг, в которой нет излишка азотнокислого серебра, а наоборот, остается небольшой избыток лимонной и виннокаменной кислоты, служащей для большей сохранности бумаги и эмульсии без порчи.

А. Воды……………………......……………….1200 мл

Хлористого натрия………………….....………5 г

Виннокаменной кислоты………………...4,4 г

Лимонной кислоты…………………....……..18 г

Желатина твердого……………...…………160 г

Б. Азотнокислого серебра.………………..26 г

Воды…………………………………........…….480 мл

Лимонной кислоты…………....……………..2,5 г


5% раствора хромовых квасцов….….16 мл

Глицерина…………………………………........…..27 г

Алкоголя…………………………….......…………30 мл

Порядок составления растворов и соединение частей, а также нагревание, — как в первом растворе.

Для получения матовой поверхности эмульсионной бумаги в раствор желатина можно прибавлять рисового крахмала до соединения с раствором серебра, по весу, около 1/3 желатина. Так, напр., в указанном рецепте на 100 г желатина взять 30 г крахмала и для размешивания его взять из всего количества воды в части А — 40 мл и потом ввести в раствор А. Вместо рисового крахмала можно взять аррорут. Как крахмал, так и аррорут можно прибавлять и после смешения частей А и Б, но непременно до введения квасцов.

Ручное обливание баритированной бумаги желатиновой эмульсией, нагретой до 35-38 °С, конечно, не может быть столь совершенным, как посредством машины, но, при некоторой сноровке, можно обливать довольно ровно и без пузырей и струй. Для этого удобно загнуть по краям покрываемый лист на 1,5 - 2 см, образовав род ванночки. После обливки сливать остаток эмульсии через один угол в особую кружку. Для обливки очень удобен фарфоровый поильничек с носиком, употребляемый для больных. Обливаемый лист, конечно, надо положить на картон или стекло; иначе он порвется под тяжестью эмульсии.

В этой статье не приводятся рецепты целлоидинной эмульсии, потому что в настоящее время трудно доставать и алкоголь, и эфир, и пироксилин; да, кроме того, и неудобно в жилых тесных помещениях иметь дело с сильно летучим эфиром, которого тяжелые испарения очень огнеопасны.


Другие статьи по теме:
 Фотогравюра
 Истоки фотографии.
 Домашнее приготовление фотографических бумаг
 Масляная (Бромо-масляная) печать
 Гумми бихроматный процесс

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

По всем вопросам и предложениям

Приглашаем на наш форум